РУС БЕЛ ENG

Готовимся к олимпиадам

Как психологически подготовиться к участию в олимпиаде?

Психологическая поддержка  -  это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка. Как же поддержать ребѐнка?
Поддерживать  ребенка  -  значит  верить  в  него.  Взрослые  имеют  немало  возможностей, чтобы  продемонстрировать  ребенку  свое  удовлетворение  от  его  достижений  или  усилий. 
Другой путь  -  научить ребѐнка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можнопосредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.

Начнем с уверенности: не надо себя недооценивать, чаще вспоминайте о своих удачах.
Поставьте перед собой конкретные цели. Постарайтесь мысленно представить себе конкретный результат, которого вы хотите достичь.
Позволяйте себе расслабляться, прислушиваться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе, наедине с самим собой. Так вы сможете лучше понять себя. 

Если что-то не удалось, не тратьте время на сожаление. Лучше думайте, как поступить.

Помните, что иное поражение это удача; из него вы можете заключить, что преследовали ложные цели, а возможных последующих более крупных неприятностей удалось избежать. Прием совладания с тревожностью: поговори с самим собой (можно с родителями или товарищами) о возможных стрессовых ситуациях на олимпиаде и заранее продумай свои действия. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности участия в олимпиаде для меня лично и как их облегчить?

И конечно, никогда не забывай про чувство юмора - пусть оно не покидает тебя и во время участия в олимпиаде.

 Как преодолеть тревогу и волнение на олимпиаде?

Почти каждый из нас сталкивается перед олимпиадой с таким явлением как волнение. Волнение перед олимпиадой бывает разное. Если у одних эффективность деятельности до определенной степени возрастает («стресс льва»), то у других она падает («стресс кролика»). Если избавиться от волнения не удается, следует вместо бегства включиться в борьбу.

Стабилизация эмоционального состояния

1. Научитесь сбрасывать напряжение – мгновенно расслабляться. Для этого надо овладеть навыками аутотренинга.

2. Давайте отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает лишь тот, кто хорошо отдыхает. Лучший отдых для нервной системы - сон, в том числе и кратковременный (от 5 до 30 минут). В идеале в конце каждого часа работы нужно отдохнуть 2 – 5 минут.

3. Вытесняйте неприятные эмоции, заменяя их приятными. Например, попытайтесь усилием воли переключить внимание и мышление на предметы, которые обычно вызывают у вас положительные эмоции.

4. Дыхательная гимнастика. Существуют два понятия успокаивающее и мобилизующее дыхание. Успокаивающим будет такое дыхание, при котором выдох почти в два раза длиннее вдоха. При мобилизующем – после вдоха задерживается дыхание. Успокаивающее дыхание полезно использовать для того, чтобы погасить избыточное возбуждение. В случае сильного нервного напряжения перед началом олимпиады нужно сделать вдох и затем глубокий выдох – вдвое длиннее вдоха. Такой способ ритмичного дыхания поможет снять не только «предстартовое» волнение, но и напряжение после стресса, поможет расслабиться перед сном. Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, активизирует внимание.

5. Психологическая установка на успех. Уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо настраивать себя на успех, удачу.

Упражнения на снятие эмоционального напряжения:

1. Ритмичное четырёхфазное дыхание
2. Сядьте удобно и положите руки на колени.
3. Первая фаза (4 – 6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперёд. Сосредоточьте своё внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло.
4. Вторая фаза (2 – 3 секунды). Задержка дыхания.
5. Третья фаза (4 – 6 секунд). Сильный, глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками.
6. Четвёртая фаза (2 – 3 секунды). Задержка дыхания. Дышите таким образом не более 2 – 3 минут.

Готовясь к олимпиаде, рисуйте себе картину победы.

Помни, что вера в успех – это половина успеха!

свернуть

Рекомендации по подготовке учащихся к предметным олимпиадам

  1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются  собственными усилиями, в процессе работы с литературой и картой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.
    Принцип активность знаний. Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

  2. Принцип опережающего уровня сложности. Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
    4. Анализ результатов прошедших олимпиад. При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так  и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

  3. Напутственное слово учителя. На последнем занятии перед олимпиадой необходимо поговорить с учащимися о тактике  выполнения  заданий на самой олимпиаде, настроить, убедить, что победителями все не бывают «Главное не победа, главное участие. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя».
    За два три дня лучше отказаться от решения заданий, чтобы не привести к психологическому утомлению организма и, как следствие, притуплению творческого потенциала. Во время этой паузы накапливаются резервы и желание добиться успеха на олимпиаде.
    6. Принцип «ненасилия над психикой». Заключается в том, что нельзя ставить цель «Только победа». Результаты, которые будут достигнуты, зависят от работоспособности, интеллектуального развития, желания победить. Очень важно учитывать, что  при подготовке принцип «чем больше сложных заданий, тем лучше» неразумен. Я придерживаюсь «золотой» середины, чтобы не отбить желание у учащихся заниматься. Неприемлем  принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.
    При подготовке к олимпиаде и вообще при работе с детьми стараюсь избегать двух крайностей – возведения ученика на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны, а с другой – публичного принижения достоинств и игнорирования интеллектуальных успехов по предмету. А так же надо помнить, что систематические отрицательные оценки разрушают недостаточно окрепшую познавательную потребность и задатки одаренности.

Система подготовки участников олимпиад:

— базовая подготовка по предмету;

— подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);
— самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

— целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством тренера-наставника (ментора, научного руководителя) , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
1.подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года
2.индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающаяего  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора  способа их решения
3.использование диагностического  инструмента  (например, интеллектуальные  соревнования  по  каждому  разделу  программы)
4.уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач
5.использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы в лабораториях вузов или предприятий (по договоренности), эксперимент в учебном кабинете и т.д.

Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных учащихся через:
– наблюдения в ходе уроков;
– организацию исследовательской,   кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
– оценку способностей учащихся и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
Создаём творческую группу, команду учащихся, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:
– реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников
– уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
Планируем работу:
— при планировании работы с группой учащихся следует избегать формализма и излишней заорганизованности,
— оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий),
— предусмотреть возможность отдыха, релаксации,
— не превращать работу группы в пустое времяпровождение,
— наличие группы учащихся не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих,
— основной  формой работы на занятиях группы буду различные формы индивидуальной и парной работы.

свернуть

Памятка участнику олимпиады

1. За день до начала олимпиады постарайся ничего не делать. Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену (олимпиаде), не хватает всего одной, последней перед ним (ней) ночи. Это не правильно! Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь олимпиада — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

Накануне олимпиады отдохни, займись любимым делом, посмотри веселый фильм.

2. В место проведения олимпиады ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала. При себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность, и несколько (про запас) ручек.

3. В месте проведения олимпиады может быть холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь решать олимпиаду несколько часов.

4. Смело входи в аудиторию с уверенностью, что ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!

5. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получиться. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.

6. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения: 

       сядь удобно,

       глубокий вдох через нос (4-6 секунд),

       задержка дыхания (2-3 секунды).

7. Сосредоточься! Постарайся забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только задания и часы, регламентирующие время выполнения олимпиады. Торопись не спеша! Читай задания до конца (и несколько раз, подчеркивая ГЛАВНОЕ), чтобы не совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

8. Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

9. Что делать, если глаза устали. Если устали глаз, значит, устал и организм. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Итак, выполни упражнения:

посмотри попеременно вверх — вниз(15 сек.), влево — вправо (15 сек.);

нарисуй глазами свое имя, отчество, фамилию;

попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 сек.), потом — на листе бумаги перед собой (20 сек.).

10. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что задания рассчитаны на максимальный уровень, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошего результата.

11. И запомни: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка — еще один шаг к успеху. Помни: не ошибается тот, кто ничего не делает!

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

свернуть

Литература для подготовки к олимпиадам

Литература

по подготовке учащихся к олимпиадам по обществоведению

1. Основы идеологии белорусского государства: учеб пособие./Г.А.Василевич; под.общ. Ред. В.А.Круглова, Е.В.Шейпак.-Минск, 2003.

2. Мельник, В.А. Современный словарь по политологии/В.А.Мельник.- Мн, 2004.

3. Немов, Р.С. Психологический словарь/ Р.С.Немов. – М.:Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС».

4. Бартенев, С.А. История экономических учений в вопросах и ответах/ С.А.Бартенев. – М., 2000.

5. Словарь по этике / под ред. И. С. Кона. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1983.

6. Бартенев, С. А. История экономических учений в вопросах и ответах / С. А. Бартенев. – М., 2000.

7. Божанов, В. А. Конституция Республики Беларусь и права человека / В. А. Божанов. – Минск, 2000

8. Карев, Д. В. Человек. Общество. Государство. В мире экономики (человек в системе экономических отношений) / Д. В. Карев. – Минск : Изд. центр БГУ, 2004.

9. Матусевич, А. В. Политическая система: государственно-правовые проблемы / А. В. Матусевич. – Минск, 1993.

10. Матусевич, Е. В. Национально-государственные интересы Республики Беларусь в контексте процесса глобализации / Е. В. Матусевич. – Минск, 2005.

11. Платонов, К. Занимательная психология / К. Платонов. – СПб., 1997.

Литература

по подготовке учащихся к олимпиадам по истории

1. Космач Г.А. Всемирная история новейшего времени 1945-2005гг./Мн. Изд. БГУ. 2006.

2. Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. и др. Всемирная история в 24 томах./Мн. 1999г.

3. Широкорад А. Русь и Литва. Изд «Вече» 2008.

4. Чарняускi Мiхась. «Iллюстраваная гiсторыястаражытнайБеларусi». Изд. Народная асвета. 1997г.

5. «Дж. Херст. Кратчайшая история Европы. Самый полный и самый краткий справочник»: РИПОЛ классик; Москва; 2011.

6. Всемирная история: Пер. с нем. / Худож. Харальд и Рут Букор; Науч. ред. пер.: А.И. Слюсаренко, А.Ф. Иванов. – М.: Рыбари, 2003. – 638 с.: ил.

7. СправочныйинструментарийисторикаРоссии / Я.Н. Щапов;Ин-т рос.истории РАН; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Наука, 2007. -187 с. - ISBN 5-02-034012-Х (в пер.).

8. Борзихина И.В. История России: Учебное пособие / И.В. Борзихина,В.М. Куликов, А.В. Трофимов, Т.Е. Эйдис. Екатеринбург : Изд-во Уральского гос. экон. ун-та, 2000.

9. История политических партий в России : учебник для студентов вузов /под.ред. проф. А.И. Зевелова. М., 1994.

10. История России. Вторая половина XIX–XX вв. : курс лекций : переиздание / под.ред. акад. Б.В. Личмана. Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ,

1995.

11. История России: с древнейших времен до второй половины XIX века :курс лекций / под.ред. акад. Б.В. Личмана. Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 1995.

12. История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времендо конца XIX века : учебное пособие / под.ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург :ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2001.

13. История России. Теории изучения. Книга вторая. Двадцатый век : учебное пособие / под.ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ,2001.

14. Личман Б.В. Многоконцептуальная история России : пособие для аби-туриентов. / Б.В. Личман. Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2000.

15. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л. И. Семенникова. М., 1995.

16. Современный словарь иностранных слов : около 20000 слов. М. : Рус.яз., 1992.

17. Энциклопедия для детей : Т. 5, Ч. 1 : История России и ее ближайшихсоседей / сост. С. Т. Исмаилова. М. :Аванта+, 1995.

18. Нумизматика Беларуси / Художн. П. П. Казей. – Мн.: Полымя. 1995.- 687 с.: ил.

19. М. М. Чарняўскі. Ілюстраванаягісторыя старажытнай Беларусі. Мн.: Нар.асвета, 1997. 223 с.: іл.

20. Города, местечки и замки Великого княжества Литовского: энциклопедия / ред. совет : Т.В. Белова (пред.) [и др.]. – Минск :Беларус. Энцыкл. імя П. Броўкі, 2009. – 312 с.: ил.

21. Манеты беларускай даўніны / Дзмітрый Гулецкі. – Мінск: Беларусь, 2007. – 159 с. : іл.

Литература

по подготовке учащихся к олимпиадам по русскому языку

 

-Царёва, О.И. и др. Учимся писать отзыв о литературном произведении  /О.И.Царёва – Минск:Бел.ассоц. «Конкурс», 2008;

-Москвин,В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь / В.П.Московин. – 3-е изд. – Ростов на Дону, 2007;

-Долбик, Е.Е. Постигаем тайны слова: лексика, фразеология / Е.Е.Долбик, В.Л.Леонович, О.А.Обломова. – Минск: бел.ассоц. «Конкурс», 2013;

-Российские издания, серии: «Мастерская учителя-словесника», «Здравствуй, школа» и др.;

-словари.

Литература

для подготовки учащихся к олимпиадам по физике

 

  1. Г.С. Кембровский. Олимпиады по физике: 7-11 классы: (серия сборников)/ Г.С. Кембровский и др.; под ред. А.И. Слободянюка. Минск: Аверсэв.
  2. И.Н. Варакса. Физика: пособие для поступающих в Лицей БГУ /И.Н. Варакса, Л.Г. Маркович, А.И. Слободянюк, – 2-е изд., доп. – Минск: Аверсэв, 2013.
  3. А.И. Слободянюк. Физика. Экспериментальные задачи в школе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорус.и рус.яз. обучения / А.И. Слободянюк. – Минск: Аверсэв, 2011.

Литература

по подготовке к олимпиадам по математике

  1. Агаханов Н.Х., Кожевников П.А., Терёшкин Д.А. XXIX Всероссийская математическая олимпиада школьников//Математика в школе.–2003.–№7.–С.48-58.
  2. Агаханов Н.Х, Подлипский О.К., Районные олимпиады по математике 6-11 классы, Москва, Просвещение, 2010 Серия «Пять колец»
  3. Агаханов Н.Х, Подлипский О.К., Областные олимпиады по математике, Москва, Просвещение,
  4. Акулич И.Ф. VIII Международный турнир «Математика VI – VIII» журнала «Квант», или Жаркие дни в Костроме// Матэматыка: праблемы выкладання.–2003.–№1.–С.92-122.
  5. Акулова И.А. Еженедельные олимпиадные задания для V класса//Математика в школе. –2004.–№2.–С.72-75.
  6. Амелькин В.В., Рабцевич В.Л., Тимохович В.Л. Геометрия на плоскости, Минск «Асар», 2003
  7. Ананченко К.О. и др. Областная олимпиада сельских школьников. Матэматыка. Праблемывыкладання, N 3, 1996. - с. 109–115.
  8. Асмыскович И.К. Функциональные уравнения// Матэматыка: праблемывыкладання – 2003. - № 4. – С. 108-122.
  9. Балаян Э.Н. 1001 олимпиадная и занимательная задача по математике, Ростов-на –Дону, Феникс, 2008
  10. Барабанов Е.А. Воронович И.И., Каскевич В.И., Мазаник С.А. Решения задач 53-й Белорусской республиканской олимпиады по математике// Матэматыка: праблемывыкладання – 2003. - № 2. – С. 84-126.
  11. Барабанов Е.А., Воронович И.И, Каскевич В.И., Мазаник С.А., Решения задач 53-й Белорусской олимпиады по математике//Матэматыка: праблемы выкладання. – 2003.–№3.–С.84-126.
  12. Барабанов Е.А., Воронович И.И., Каскевич В.И., Мазаник С.А. Задачи III этапа 55-й Белорусской математической олимпиады школьников // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2005. - № 2. – С. 39-48; 2005. - № 3. – С. 47-55.
  13. Барабанов Е.А., Воронович И.И., Каскевич В.И., Мазаник С.А. Решение задачзаключительного этапа 55-ой Белорусской математической оимпиады школьников // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2005. - № 4. – С. 46-59.
  14. Берник В.И., Каскевич В.И. Международная математическая олимпиада “Белтийский путь - 2004” // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2005. - № 4. – С. 35-45.
  15. Бобкова В.Н., Борисова И.Н. Нестандартный способ решения некоторых видов уравнений, содержащих переменную под знаком модуля // Матэматыка: праблемывыкладання – 2005. - № 2. – С.30-32.
  16. Вакульчик В.А., Задворный Б.В. 24-й Международный математический Турнир городов – осенние туры –впечатление, статистика, задачи, решение// Матэматыка: праблемы выкладання.–2003.–№1.–С.65-91.
  17. Волгин В.Ф., Копылов А.А. Математическая баталия//Математика в школе.–2003.–№9.–С.77-80.
  18. Воронович И.И., Горовая Н.Ф., Мазаник С.А. 55-я Белорусская математическая оимпиада школьников // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2005. - № 3. – С. 56-60.
  19. Гапанович И.В. Управление развитием школьника: поиски, находки // Матэматыка: праблемы выкладання. – 1999. - № 3. – С. 3-23.
  20. Горовая Н.Ф., Воронович И.И., Мазаник С.А. 53-я Белорусская республиканская олимпиада по математике// Матэматыка: праблемывыкладання – 2003. - № 2. – С. 69-83.
  21. Задворный Б.В. Анонс: к Седьмому республиканскому турниру юных математиков//Матэматыка: праблемывыкладання – 2003. - № 3. – С. 101-116.
  22. Казаченок В.В. Очно-заочная школа по математике и информатике – путь в студенчество//Матэматыка: праблемы выкладання. – 2004.–№1.–С.63-64.
  23. Комраков Б.Б. ХVI летняя конференция Международного турнира городов // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2005. - № 1. – С. 52-60.
  24. Кот В.И. Республиканская сельская олимпиада по математике и информатике на республиканских сборах “Ивье-2003”// Матэматыка: праблемы выкладання. – 2004.–№1.–С.56-62.
  25. Математика Всероссийские  олимпиады по математике выпуск1, Москва, Просвещение, 2008 Серия «Пять колец»
  26. Математика Всероссийские  олимпиады по математике выпуск 2 Москва, Просвещение, 2008 Серия «Пять колец»
  27. Международный математический конкурс «Кенгуру - 2002» // Матэматыка: праблемывыкладання – 2002. - № 3. – С. 109-121.
  28. Няхай Г.У. Вынўкў конкурсу “Кянгуру - 2002” // Матэматыка: праблемывыкладання – 2004. - № 3. – С. 98-103.
  29. Роўда Я.М. Развіццё кампанентаў творчага мыслення вучняў у працэсе навучання пошуку рашэння матэматычных задач // Матэматыка: праблемы выкладання. – 1997. – Выпуск 9. – С. 39-59.
  30. Рубанов И.С. Второй этап XXXI Российской математической олимпиады школьников в Кировской области// Математика в школе – 2005. - №9. – С. 59-64.
  31. Рубанов И.С. Эвристические приемы решения логических задач// Математика в школе – 2005. - №3. – С. 29-33.
  32. Севрюков, П. Ф.  Векторы и координаты в решении задач школьного курса стереометрии : учебное пособие / П. Ф. Севрюков, А. Н. Смоляков. — М.: Илекса; НИИ Школьных технологий ; Ставрополь: Сервисшкола, 2008. — 164 с. — (Серия  «Изучение сложных тем школьного курса математики»
  33. Серия «Большая перемена» Математические олимпиады 906 самых интересных задач и примеров с решениями, Ростов-на-Дону, Феникс, 2006
  34. Сыроид Г.Б. Х Международная математическая олимпиада студентов // Матэматыка: праблемывыкладання – 2003. - № 4. – С. 123-125.
  35. Чернявская С.В., Криваль Л.С. Олимпиада лицея БНТУ – 2003/2004 // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2005. - № 1. – С. 49-51.
  36. Чугаев В.И., Крюкова В.Л. Геометрические неравенства и  уравнения// Математика в школе – 2004. - №3. – С. 29-33.
  37. Шарапов Ю.В. Использование замены функций при решении неравенств // Матэматыка: праблемывыкладання – 2004. - № 1. – С. 44-55.
  38. Шарыгин И.Ф. Избранные статьи. - М.: Бюро Квантум, 2004.- 128 с. - (Прил. к журналу «Квант» №5/2004)
  39. Школьные математические олимпиады/ Сост. Н.Х. Агаханов, Д.А. Терешин, Г.М. Кузнецова. – М.: Дрофа, 1999. – 128 с.
  40. Московский центр непрерывного математического образования  mccme.ru
  41. База олимпиадных задач  zaba.ru
  42. База олимпиадных задач  problems.ru

Літаратура

для падрыхтоўкі па беларускай мове

1. Каляда, А.А.,Шагедзевіч, І.А. Сцэнічная мова / А.А.Каляда. І.А.Шагедзевіч. – Мн: 1993.

2. Каляда, А.А. Мастацкае чытанне ў школе /– Народная асвета, 1992.

3. Куліковіч, У. І. Алімпіяды па беларускай мове і літаратуры. Заданні да комплекснай работы. Водгук на мастацкі твор. Вуснае выказванне. / У. І. Куліковіч. – Мінск: Аверсэў, 2014.

4. Ляшчынская, В.А. Сучасная беларуская мова: фразеалогія /
В.А.Ляшчынская. – Мінск: РІВШ, 2010.

5. Лепешаў, І.Я. Фразеалагічны слоўнік беларускай мовы. Т.1 – 2. Лепешаў, І.Я. Мінск: “Беларуская энцыклапедыя” імя Петруся Броўка, 1993.

6.http://zhukovich4.narod.ru – Педагагічны сайт Міколы Жуковіча.

Литература

для подготовки учащихся к олимпиадам по информатике

  1. Долинский М.С. "Решение сложных и олимпиадных задач по програмированию. Учебное пособие". "Санкт-Петербург, "Питер", 2006, 365 с., ISBN 5-468-00444-9" http://shop.piter.com/book/978546900794/ 
  2. Долинский М.С. "Алгоритмизация и программирование на TURBO PASCAL от простых до олимпиадных задач. Учебное пособие". "Санкт-Петербург, "Питер", 2005, 237 с., ISBN 5-468-00444-9 " 19. Долинский М.С., Кузнецов А.В.,Дегтярев Д.В, Мосько С.Н, Судиловский К.Н. Проект "Дистанционное обучение в Беларуси" ProceedingsoftheSecondInternationalConferenceInternet. Education. Science (IES-2000), 10-12 October, 2000 Vinnytsa, Ukraine, pp. 194-197 
  3. А.Шень. Программирование: теоремы и задачи, М. МЦНМО,1995.
  4. А.Л.Брудно, Л.И.Каплан. Московские олимпиады по программированию, М: наука, 1990.
  5. В.А.Дагене, Г.К.Григас. 100 задач по программированию, М: Просвещение, 1993.
  6. В.М.Бондарев, В.И.Рублинецкий, Е.Г.Качко. Основы программирования, Харьков: Фолио, 1997.
  7. В.М.Кирюхин, А.В.Лапунов, С.М.Окулов. Задачи по информатике. Международные олимпиады. М: ABF, 1996.
  8. Н.М.Бадин, С.Г.Волченков, Н.Л.Дашниц. Ярославские олимпиады по информатике. Ярославль, 1995.
  9. С.М.Окулов. Конспекты занятий по информатике (алгоритмы на графах). Киров,1996.
  10. А.В.Алексеев. Олимпиады школьников по информатике. Красноярское книжное иэдательство,1995.
  11. А.С.Сипин, А.И.Дунаев. Областные олимпиады по информатике. Вологда, 1994.
  12. В.Пинаев. Городская олимпиада по программированию. Рыбинск, 1998.
  13. С.А.Абрамов. Математические построения и программирование. 1987.
  14. Скиена С. С, Ревилла М. А. Олимпиадные задачи по программированию. Руководство по подготовке к соревнованиям Пер. с англ. - М: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005. – 416 с.
  15. Меньшиков Ф. В. Олимпиадные задачи по программированию (+CD). – СПб. : Питер, 2006. – 315 с:
  16. Голухов, В. Г. Олимпиады по математике и информатике / В. Г. Голухов, Б. В. Задворный, В. М. Котов, С. А. Мазаник, В. И. Репников. – Минск : БГУ, 2003. –306 с.
  17. Долинский, М.С.Интернет-курс «Базовое программирование»
    как средство подготовки к областным олимпиадам по информатике /
    М.С.Долинский, М.А.Кугейко // Информатизация образования. – 2010. – № 4. – С. 3–15.
  18. Долинский, М.С.Конструктор интерактивных флеш-заданий как открытая система для создания электронных учебных пособий /
    М.С.Долинский, Ю.В.Решетько, М.А.Долинская, Н.С.Лебедько // Информатизация образования. –2012. – № 2. – С. 35–45.
  19. Долинский, М.С. Концептуальные основы и практика сквозного развивающего обучения информатике и программированию от детскогосада до вуза / М.С.Долинский, М.А.Долинская, Ю.В. Решетько // Информатизация образования. –2013. – № 3. – С. 16–25.
  20. Долинский, М.С.Развитие мышления младших школьников
    на основе флеш-заданий на рисование, раскраску и конструирование в системе dl.gsu.by / М.С.Долинский, Ю.В.Решетько, М.А.Кугейко // Информатизация образования. – 2011. – № 1. – С. 24–35.
  21. Павловский, А.И.Случайные числа и их использование в учебном процессе по информатике / А.И.Павловский, В.В.Пенкрат // Информатизация образования. – 2009. – № 1. – С. 22–28.

Электронные средства обучения

  1. «Алгоритмические этюды». Практическое пособие по информатике для 7 класса».
  2. «Schooleducationalnet» (Школьная образовательная сеть).
  3. «Мультимедийный учебник по Паскалю».
  4. «Основы веб-конструирования. HTML+CSS».
  5. «Конструктор заданий для развития мышления».
  6. «Информатика: развивающие задачи».
  7. «Система дистанционного обучения по школьному курсу «Информатика».
  8. «Интересные числа и алгоритмы целочисленной арифметики».
  9. «Мультимедийный учебник по логике».
  10. Интерактивное пособие «Информатика, 6».
  11. Сайт «Готовимся к экзамену по информатике».
  12. Электронный практикум по теме «Алгоритмизация
    и программирование».
  13. PascalHelper.
  14. Электронный практикум по факультативному курсу «Развивающая информатика 1-4 классы».
  15. «Интерактивное обучение школьников методам алгоритмизации
    при изучении информатики (программный продукт «Прамень»)».
  16. «Интерактивное пособие для 9 класса «Программируем
    с увлечением».
  17. «Основы алгоритмизации и программирования. Разноуровневые поурочные задания для 6-11 классов в 4-х вариантах».

Интернет-ресурсы

для подготовки учащихся к олимпиадам по географии

  • http://maps.google.com - масштабируемый космический снимок Земли с портала «Гугл»
  • www.gismeteo.ru - прогнозы погоды и синоптические карты,
  • www.klimadiagramme.de - климатограммы по метеостанциям всех континентов мира,
  • http://maps.by - госкартгеоцентр,
  • http://www.geoport.ru/ - страноведческий портал
  • http://www.fbit.ru/free/flags/ - каталог государственных флагов стран мира
  • http://geo.web.ru/ - русская виртуальная геологическая сеть (ресурсы по геологии и смежным наукам)
  • http ://www.countries.ru/ - страны мира (информация по всем странам мира)
  • http://geo.historic.ru/ - географический справочник
  • http ://slovari.yandex.ru/ - словарь современных географических названий

http://www.georus.by.ru/ - география России

Литература

по подготовке к олимпиадам по трудовому обучению

Астрейко, С.Я. Задания для тематического контроля по техническому труду. V– IX классы: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / С.Я.Астрейко, В.А.Коноплич, В.В.Гузов. – Минск, Сэр-Вит, 2012. – 104 с.

Трудовое обучение. Обслуживающий труд: учеб.пособие для 5 кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения /И.А.Сысоева, В.Е.Шарапова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. - 184 с.: ил.

Трудовое обучение (обслуживающий труд): учеб.пособие для 6 кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения /Л.М.Яворская, Н.И.Шульга. – Минск: НИО, 2008, - 176 с.: ил.

Трудовое обучение. Обслуживающий труд учеб.пособие для 7 кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения /С.И.Столярова,Н.А.Юрченко,И.А.Сысоева, Г.А.Бобрович. Под общ.ред. проф. С.И.Столяровой. – Минск: Местный Литературный Фонд, 2008, - 222 с.: ил.

Трудовое обучение. Обслуживающий труд: учеб.пособие для 8 кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения /С.И.Столярова, Н.А.Юрченко. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2009, - 288 с.: ил.

Литература

по подготовке учащихся к олимпиадам по биологии

Сайт www.bio.bsu.by  Раздел «Кафедры и НИЛ»,  далее в «Учебный процесс» на всех кафедрах размещена литература, электронные учебники, пособия с методикой лабораторных практикумов

  1. Ломоносова Е.Е., Семак И.В. Фотометрические методы анализа: Методические указания. Минск: БГУ, 2002. 26 с.
  2. Семак И.В. Фракционирование субклеточных компонентов. Центрифугирование: Методические указания. Минск: БГУ, 2002. 24 с.
  3. Ломоносова Е.Е., Семак И.В. Техника лабораторных работ: Методические указания. Минск: БГУ, 2002. 30 с.
  4. Филимонов М.М. Электрокинетические явления в биологических системах. Методические указания к лабораторной работе по курсу "Биофизика" для студентов биологического факультета специальностей Н.04.01.00 - "Биология", Н.06.01.00 - "Экология", специализации Н.04.01.08 -"Биотехнология". Минск, БГУ, 2002. 15 с.
  5. Филимонов М.М., Новиков Д.А. Проницаемость клеток и тканей. Методические указания к лабораторным работам для студентов биологического факультета специальностей G 31 01 01 "Биология", Н 33 01 01 "Биоэкология". Минск, БГУ, 2003. 20 с.
  6. Мохорева С.И., Орел Н.М. Биохимия: Программа и задания для контрольных работ. Мн.: Изд. БГУ. 2003 г. - 34 с.
  7. Сенчук В.В., Мохорева С.И., Орел Н.М., Зырянова Т.Н., Кукулянская Т.А., Семак И.В. Биохимия: лабораторный практикум. Минск: БГУ, 2005. 72 с.
  8. Сенчук В.В. Биохимия: Курс лекций. В 2 ч. Ч. 1. Биомолекулы. Минск.: БГУ, 2005. 179 с.
  9. Филимонов М.М. Радиобиология: Конспект лекций. Минск: БГУ, 2007. 100 с.
  10. Орел Н.М. Биохимия липидов: Методическое пособие. Минск: БГУ, 2007. 35 с.
  11. Семак И.В., Зырянова Т.Н., Губич О.И. Биохимия белков. Методическое пособие по спец. практикуму для студентов биологического факультета, Минск, БГУ, 2007.
  12. Семак И.В., Зырянова Т.Н., Губич О.И., Новиков Д.А. Биохимия нуклеиновых кислот: учебно-методическое пособие / Минск: БГУ, 2008. 58 с.
  13. Новиков Д.А., Филимонов М.М. Биофизика (курс лекций), часть 1 (термодинамика биологических процессов, молекулярная биофизика). Учебное пособие для студентов биологических специальностей университетов. Мн.: Издательский центр БГУ, 2009, 180с.
  14. Семак И.В., Губич О.И., Кукулянская Т.А., Орел Н.М. Биохимия в схемах и таблицах. Мн.: Издательский центр БГУ, 2011, 90с.
  15. Семак И.В., Губич О.И., Зырянова Т.Н. Методы аналитической биохимии (лабораторный практикум). Мн.: Издательский центр БГУ, 2012, 123с..
  16. Орёл Н.М., Кукулянская Т.А., Губич О.И., Корик Е.О., Новиков И.В. Семак И.В. Структурная и метаболическая биохимия: практикум. Пособие. Мн.: Издательский центр БГУ, 2013.
  17. Титок М.А., Максимова Н.П. Контрольные работы по курсу "Генетика" для студентов заочного отделения по специальности G 31 01 01 -"Биология". / Учебно-метод.пособие, БГУ, Минск. - 01.04.1996г.-17с.
  18. Максимова Н.П., Титок М.А., Анохина В.С. Методические рекомендации по курсу "Генетика" для студентов специальностей G 31 01 01 -"Биология" и Н.33.01.02. - "Биокология"./ Метод.рекомендации, Минск, БГУ, 1997. -47с
  19. Глушен С.В., Гринев В.В., Куницкая М.П., ТитокМ.А. Цитология и гистология. / Методические указания к лабораторным занятиям по курсу для студентов биологического факультета. - Мн. - 2004.
  20. Максимова Н.П., Титок М.А., Анохина В.С., Доброжинецкая Е.В., Храмцова Е.А. Генетика. / Методические указания. Для студентов биологического факультета специальностей G 31 01 01 “Биология”, Н 33 01 02 “Биоэкология”. - Мн. - 2002. - 53 с.
  21. Генетический анализ Drosophilamelanogaster / Методические указания к лабораторным занятиям по спецпрактикуму.
  22. Доброжинецкая Е.В., Максимова Н.П. Регуляция метаболизма клетки. / Методические указания к лабораторным занятиям для студентов специальности П.04.01.00 "Биология". - Мн. - 2003.
  23. Куницкая М.П., Максимова Н.П. Генетика. Часть 1. Моногибридное скрещивание. / Учебно-методическое пособие для студентов биологического факультета. - Мн. - 2002. - 36 с.
  24. Куницкая М.П., Анохина В.С., Максимова Н.П. Генетика. Часть 2. Ди- и полигибридное скрещивание. / Учебно-методическое пособие для студентов биологического факультета. - Мн. - 2002. - 25 с.
  25. Куницкая М.П., Анохина В.С., Максимова Н.П. Генетика. Часть 3. Наследование признаков, сцепленных в полом. /Учебно-методическое пособие для студентов биологического факультета. - Мн. - 2002. - 17 с.
  26. Кожуро Ю.И., Гавриленко Н.В., Курченко В.П., Храмцова Е.А., Максимова Н.П. Изучение повреждения структуры ДНК молекулярными методами. / Методические указания. - Мн. - 2002. - 11 с.
  27. Храмцова Е.А., Максимова Н.П. Молекулярная генетика. / Методические указания к лабораторным занятиям по спецпрактикуму для студентов специальности G 31 01 01. “Биология”, Мн. - 2003.
  28. Максимова Н.П. Молекулярная генетика. Сборник заданий и тестов. / Учебное пособие. Мн.: БГУ. – 2003. – 86 с.
  29. Глушен С.В. Цитология и гистология. Конспект лекций. – Мн.: БГУ, 2003. 138 с.
  30. Давыденко О.Г. Нехромосомная наследственность. Курс лекций. – Мн.: БГУ, 2001. – 189 с.
  31. Максимова Н.П. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ГЕНЕТИКА. Сборник заданий и тестов. – Мн.: БГУ, 2003. – 189 с. Титок М.А. Плазмиды грамположительных бактерий. Мн.: БГУ, 2004.
  32. Гринев В.В. Генетика человека. Курс лекций. Мн.: БГУ, 2006.
  33. Ермишин А.П. Генетически модифицированные организмы: мифы и реальность. Мн.: Тэхналогiя, 2004. Ермишин А.П. Биотехнология. Биобезопасность. Биоэтика.. Мн.: Тэхналогiя, 2005.
  34. Песнякевич А.Г. Иммунология: курс лекций. – Минск: БГУ, 2015 – 420 с.
  35. Желдакова Р.А. Редуценты в природных и искусственных экосистемах: курс лекций. – Мн.: БГУ, 2001. – 67 с.
  36. Желдакова Р.А., Мямин В.Е. Фитопатогенные микроорганизмы: Учеб-метод. комплекс. – Мн.: БГУ, 2006. – 116 с.
  37. Песнякевич А.Г. Основы иммунологии: курс лекций. – Минск: БГУ, 2008. – 195 с.
  38. Лысак В.В. Микробиология: учеб.пособие. – Минск: БГУ, 2008. – 343 с.
  39. Титок М.А. Молекулярные аспекты эволюции: пособие. – Минск: БГУ, 2011. – 180 с.
  40. Лысак В.В., Фомина О.В. Важнейшие группы микроорганизмов: пособие. – Минск: БГУ, 2011. – 92 с.
  41. Лысак В.В., Фомина О.В. Систематика микроорганизмов: учеб.пособие. – Минск: БГУ, 2014. – 314 с.
  42. Лысак В.В. Физиология микроорганизмов: учеб.пособие. – Минск: Изд. центр БГУ, 2014. – 210 с.
  43. Юрин В.М. Иммобилизованные клетки и ферменты. Курс лекций. – Мн.: БГУ, 2006.
  44. Смолич И.И., Ходоренко Л.А., Юрин В.М. Водный режим растений. Курс лекций. – Мн.: БГУ, 2008.
  45. Юрин В.М. Биоэлектрогенез растений. Пособие для студентов. – Мн.: БГУ, 2008.
  46. Юрин В.М., Дитченко Т.И. Физиология роста и развития растений. Курс лекций. – Мн.: БГУ, 2009.
  47. Юрин В.М. Физиология растений. – Мн.: БГУ, 2010.
  48. Яковец О.Г. Фитофизиология стресса. – Мн.: БГУ, 2010.
  49. Спиридович Е.В, Гончарова Л.В., Власова А.Б., Смолич И.И. Электрокинетические явления.

Литература

по подготовке учащихся к олимпиадам по химии

Сайт http://www.chemistry.bsu.by Раздел «Библиотека химического факультета».

Кафедра аналитической химии

  1. Винарский, В. А. Задачи по газовой хроматографии : пособие для студ. хим. фак. спец. 1-31 05 01-01 и 1-31 05 01-02 01 "Аналитическая химия" / В. А. Винарский, Л. В. Юрченко. - Минск : БГУ, 2006. - 72 с.
  2. Винарский, Владимир Афанасьевич. Ионный обмен и хроматография на ионитах : пособие для студ. хим. фак. спец. 1-31 05 01 "Химия" (по направлениям) / В. А. Винарский, А. Н. Трифонова. - Минск : Изд. центр БГУ, 2013. - 116 с.
  3. Винарский, Владимир Афанасьевич. Масс-спектрометрия и хромато-масс- спектральный анализ : пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 1-31 05 01 "Химия (по направлениям)" / В. А. Винарский, Р. А. Юрченко ; БГУ. - Минск : БГУ, 2013. - 135 с.
  4. Винарский, Владимир Афанасьевич. Хроматография : Курс лекций:В 2 ч. Ч. 1. : Газовая хроматография / В.А.Винарский. - Минск : БГУ, 2002. - 192с.
  5. Винарский, В. А. Хроматография : курс лекций : в 2 ч. Ч. 2 : Жидкостная хроматография / В. А. Винарский, Р. А. Юрченко. - Минск : БГУ, 2008. - 164 с. ; 20х15 см. - (Курс лекций).
  6. Гулевич, Александр Львович. Анионообменная экстракция органических анионов / А.Л.Гулевич. - Минск :Красико-Принт, 2002. - 117с.
  7. Гулевич, Александр Львович. Сложные химические равновесия : Учеб.пособие для студ. хим. спец. вузов / А.Л.Гулевич. - Мн. : БГУ, 2002. - 103с.
  8. Гулевич, А. Л. Экстракционные методы разделения и концентрирования веществ, пособие для студ. химического фак. спец. 1-31 05 01 "Химия (по направлениям)" / А. Л. Гулевич, С. М. Лещев, Е. М. Рахманько. - Минск : БГУ, 2009. - 160 с.
  9. Качество и безопасность пищевых продуктов : учеб.пособие для студ. вузов по спец. "Химия", "Товароведение и экспертиза товаров" / [авт.: З. В. Ловкис и др.]. - Минск: ИВЦ Минфина, 2010. - 398 с., [4] л.
  10. Лещев, Сергей Михайлович. Органические реагенты и их применение в аналитической химии: Учеб.-метод.пособие для студ.хим.спец.вузов/ С.М.Лещев,И.Ф.Зимина. - Мн.: БГУ, 2000. - 38с.

Кафедра неорганической химии

  1. Василевская, Е. И. Методы решения задач по общей химии : учеб.пособие для студ., хим. спец. учрежд., обеспеч. получение высшего образования / Е. И. Василевская, Т. В. Свиридова. - Минск :Вышэйшая школа, 2007. - 128 с.
  2. Василевская, Е. И. Основы организации научных исследований : практикум для студ. хим. фак. спец. 1-31 05 01 "Химия" / Е. И. Василевская. - Минск: БГУ, 2007. - 91 с.
  3. Введение в лабораторный практикум по неорганической химии : Учеб.пособие для студ. хим. спец. вузов / В.В.Свиридов, Г.А.Попкович, Е.И.Василевская, Н.В.Логинова. - Мн. :Вышэйшая школа, 2003.
  4. Врублевская, О.Н.. Основы химического синтеза твердых фаз : пособие для студ. учреждения высш. образования, обуч. по спец. 1-31 05 01 "Химия (по напр.)", направление спец. 1-31 05 01-01 "Химия (науч.-производственная деятельность)", специализация 1-31 05 01-01 06 "Химия твердого тела и полупроводников" / О. Н. Врублевская ; БГУ. - Минск : БГУ, 2013. - 128 с. : ил. ; 20х14 см. - (Пособие). (преподаватель уволился)
  5. Ивашкевич, Л.С.. Рентгенографические методы в химических исследованиях :Учеб.пособие для студ.хим.спец.вузов / Л.С. Ивашкевич, Т.П. Каратаева, А.С. Ляхов. - Мн. : БГУ, 2001.
  6. Каратаева, Т.П.. Основы кристаллохимии : Учеб.пособие для студ. хим. спец. вузов / Т.П.Каратаева. - Мн.: БГУ, 2001. - 225с.
  7. Колевич, Т. А. Химия : пособие по общей и неорганической химии для учащихся лицея БГУ / Т. А. Колевич, В. Э. Матулис, В. Э. Матулис ; БГУ, Лицей. - Минск : Изд. центр БГУ, 2007. - 232 с. :(не указан на сайте)
  8. Логинова, Н.В.. Бионеорганическая химия. Металлокомплексы в медицине : учеб.пособие для студ. вузов по химико-фармацевтическим спец. / Н. В. Логинова. - Минск : БГУ, 2010. - 200 с. :- (Учебное пособие). –
  9. Матулис, В. Э. Прикладная квантовая химия : учеб.пособие для студ. хим. и физ. спец. учрежд., обеспеч. получение высшего образования / Вадим Э. Матулис, Виталий Э. Матулис, О. А. Ивашкевич. - Минск : БГУ, 2007. - 144 с. (Учебное пособие).
  10. Сборник задач по химии : учеб.пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с рус. яз. обучения / [авторы: В. Н. Хвалюк и др.] ; под ред. В. Н. Хвалюка. - 3-е изд., перераб. - Минск :Народнаяасвета, 2012. - 159 с. : ил. ; 21х14 см.
  11. Хвалюк, В.Н.. Сборник задач по химии : учеб.пособие для 7 кл. учреждений общ. ср. образования с рус. яз. обучения / В. Н. Хвалюк, В. И. Резяпкин ; под ред. В. Н. Хвалюка. - Минск :Адукацыя і выхаванне, 2012. - 198 с.
  12. Хвалюк, В.Н.. Сборник задач по химии : учеб.пособие для 8 кл. учреждений общего среднего образования с рус. яз. обуч. / В. Н. Хвалюк, В. И. Резяпкин ; под ред. В. Н. Хвалюка. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск : Народная асвета, 2012. - 158 с. ; 22х14 см. 54
  13. Хвалюк, В.Н.. Сборник задач по химии : учеб.пособие для 10 кл. учреждений общего среднего образования с рус. яз. обучения / В. Н. Хвалюк, В. И. Резяпкин ; под ред. В. Н. Хвалюка. - 2-е изд., перераб. - Минск :Адукацыя і выхаванне, 2013. - 183 с. ; 22х14 см.
свернуть