Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки в возрасте до 16 лет.
Эффективность профилактики во многом зависит от активного взаимодействия сотрудников подразделений органов внутренних дел с заинтересованными лицами исполнительной власти, местных органов управления образованием, педагогическими работниками учреждений дошкольного, общего среднего, дополнительного образования и иными работниками учреждений образования, представителями средств массовой информации и общественных объединений, а также родителями (законными представителями) учащихся.
Настоящие рекомендации подготовлены на основании изучения и обобщения практики организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, сложившейся в течение ряда лет в совместной деятельности подразделений Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, органов управления образованием и учреждений образования.
В методических рекомендациях изложены основные направления организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, которыми должны руководствоваться сотрудники органов внутренних дел, отвечающие за данное направление деятельности.
В рекомендациях предложены принципы учета и анализа дорожно-транспортных происшествий с участием детей, планирования работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, представлены формы и виды взаимодействия с органами управления образованием и учреждениями образования, рекомендованы методы организации внеклассной работы с учетом возрастных особенностей учащихся, а также предложен типовой Паспорт дорожной безопасности учреждения образования.
В приложении предложены интернет-ресурсы, на которых, при необходимости, можно найти дополнительную информацию.
Представленный материал будет полезен в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма сотрудникам органов внутренних дел со стажем и тем, кто только начинает свою профессиональную деятельность по формированию у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
1. Актуальность проблемы детского дорожно-транспортного травматизма и обучения безопасному поведению.
Детская безопасность на дорогах – составная часть заботы государства о здоровом и безопасном образе жизни ее юных граждан.
Проблема предупреждения аварийности и, как следствие, смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) не теряет своей актуальности для всех стран с развитой автомобилизацией, в том числе и для Республики Беларусь.
По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях во всем мире погибают около 1,3 млн. человек (более 3000 человек в день) и до 50 млн. человек получают ранения различной степени тяжести. В Европе по этой причине погибают и травмируются, соответственно, 120 тыс. и 2,4 млн. человек. Основную группу риска смерти, получения травмы и инвалидности в результате дорожно-транспортных происшествий составляют дети и молодежь.
По уровню смертности детей в результате ДТП Республика Беларусь занимает 17 место среди 47 стран Европейского региона. Ежегодно в Беларуси в результате ДТП погибает в среднем 30 детей (2010 г. - 35, 2011 г.- 36, 2012 г. – 28, 2013 г. – 20, 2014 г. - 30). За последние 5 лет число ДТП с участием детей (0-15 лет) снизилось с 543 до 429. Число раненых детей уменьшилось с 533 до 434. Однако, коэффициент тяжести последствий (число погибших на 100 пострадавших в ДТП) вырос с 6,2 до 6,5.
Ежегодное увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения ДТП, в том числе с участием детей и подростков. В нашей стране данная проблема признается чрезвычайно актуальной, а потому вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма уделяется повышенное внимание.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» в учебные программы учреждений образования включено изучение Правил дорожного движения (далее – ПДД) в объеме требований, предъявляемых к пешеходам, пассажирам, водителям велосипедов, мопедов, гужевых транспортных средств.
5 января 2008 г. принят Закон Республики Беларусь «О дорожном движении», в статье 21 которого закреплено требование обязательного обучения безопасному поведению на дорогах в учреждениях образования.
С 2014 года реализуется межведомственный План мероприятий по профилактике детского травматизма в Республике Беларусь на 2014-2018 годы.
едения на дорогах и, как следствие, неумения юных участников дорожного движения ориентироваться в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Совершенно очевидно, что все вышеназванные п
На протяжении ряда лет Министерством внутренних дел Республики Беларусь в тесном взаимодействии с Министерством образования Республики Беларусь и другими заинтересованными ведомствами реализуется комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в Республике Беларусь.
В результате таких мер в последние годы в Беларуси наметилась положительная динамика по снижению детского дорожно-транспортного травматизма. Однако уровень детского травматизма все еще остается высоким. Примерно 30% ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Основными причинами несчастий с детьми на дороге являются переход ими проезжей части в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом, игры на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушение требований ПДД при движении на велосипедах, мопедах, мотоциклах и роликах.
Эти факторы свидетельствуют об отсутствии у учащихся устойчивых практических навыков пов
ричины – не только следствие невыполнения детьми и подростками ПДД, но и безучастного отношения взрослых к их поведению на проезжей части. А дети, предоставленные самим себе, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге и не умеют еще в должной степени управлять своим поведением.
Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость, неспособность правильно оценивать обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Изучение детьми ПДД, воспитание навыков безопасного поведения на дороге не принесет желаемых результатов, если будет осуществляться без тесного контакта с семьей. Одна из основных причин детского травматизма на дороге состоит в том, что юные участники движения в своем поведении на улице руководствуются наблюдениями за действиями взрослых, которые не всегда бывают правильными.
Чтобы научить детей безопасному поведению на дороге, необходимо вести постоянную, целенаправленную работу, как родителям, так и воспитателям, педагогам и сотрудникам органов внутренних дел (далее – ОВД). Все, что усвоено ребенком в самом раннем детстве, впоследствии становится привычкой, хорошей или вредной – зависит от тех, кто работает с детьми, кто их учит и воспитывает.
Своевременная и правильная адаптация молодого поколения к особенностям дорожной среды – признанный во всем мире путь предупреждения и профилактики как детского дорожно-транспортного травматизма, так и дорожной безопасности в целом.
2. Основные направления организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма (далее – ДДТТ) понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки в возрасте до 16 лет.
Профилактика ДДТТ осуществляется в тесном взаимодействии со структурными подразделениями ОВД и заинтересованными организациями (органами местной исполнительной власти, учреждениями образования, здравоохранения, средствами массовой информации, общественными объединениями), а также родительскими комитетами и трудовыми коллективами. При этом работа ведется по следующим основным направлениям:
1. Учет и анализ ДТП с участием детей и подростков, выявление причин и условий их возникновения.
2. Информирование населения и заинтересованных организаций об уровне ДДТТ и состоянии дел по его профилактике.
3. Проведение лекций, кино-лекториев, бесед по профилактике ДДТТ в трудовых коллективах, с руководителями и должностными лицами автотранспортных предприятий, а также с водителями, осуществляющими перевозки детей и подростков.
4. Оказание содействия учреждениям образования в проведении теоретических, практических занятий и внеклассных мероприятий, в том числе в шестой школьный день.
5. Координация работы по организации отрядов юных инспекторов дорожного движения.
6. Организация и проведение ежегодных районных, Минского городского, областных и республиканского этапов слета-конкурса отрядов юных инспекторов дорожного движения; творческих конкурсов, спортивных и иных мероприятий, направленных на профилактику ДДТТ.
7. Оказание помощи органам управления образованием и исполнительной власти в организации работы центров и кабинетов по безопасности дорожного движения, автоплощадок и автогородков.
8. Осуществление совместно с органами управления образованием и другими заинтересованными организациями социально-профилактических акций по профилактике травматизма несовершеннолетних на дороге и в транспорте.
9. Участие в проведении конференций, совещаний и семинаров по вопросам профилактики ДДТТ.
10. Организация разработки, издания и выпуска печатной продукции, аудио-видео и наружной социальной рекламы, фильмов по вопросам профилактики ДДТТ, оказание содействия в разработке учебных пособий по тематике безопасности дорожного движения.
11. Проведение обследований улично-дорожной сети вблизи учреждений образования, в местах интенсивного движения детей-пешеходов. Подготовка предложений по совершенствованию дорожных условий, выдача предписаний по выявленным недостаткам, информирование местных исполнительных и распорядительных органов.
12. Обеспечение контроля за организованной перевозкой групп детей автобусами.
13. Реагирование на факты ДТП с участием детей. По всем фактам ДТП с участием детей проводится проверка. О ДТП информируются соответствующие органы управления образованием. В случае установления факта, что ДТП произошло по вине учащегося, ответственным сотрудником ОВД совместно с представителем органа управления образованием проводится обследование учреждения образования. Выясняются причины и условия, способствовавшие совершению ДТП, с принятием мер реагирования, проведением конкретных мероприятий с учащимся и родителями (законными представителями) о недопущении фактов ДТП. В случае получения травм ребенком из другого региона, ОВД, на территории которого произошло ДТП, направляет соответствующую информацию в ОВД по месту проживания несовершеннолетнего для принятия вышеуказанных мер. По каждому факту ДТП с погибшим ребенком готовится заключение и направляется в управление Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – УГАИ МВД).
2.1. Учет и анализ ДТП с участием детей
В соответствии с Инструкцией о порядке учета ДТП, утвержденной Приказом МВД Республики Беларусь от 21 марта 2013 г. № 97, учету подлежат ДТП с гибелью или ранением людей. При этом в учете ДТП с пострадавшими детьми отражаются сведения о ДТП, в которых пострадали несовершеннолетние в возрасте до 16 лет.
Основной задачей анализа ДДТТ является выявление причин и условий возникновения ДТП с участием детей. Он включает в себя сбор информации о ДТП с участием детей, собственно анализ этой информации и оформление результатов анализа.
Анализ проводится дифференцированно по категориям участников дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель, велосипедист), по возрасту, по вине, времени и месту совершения ДТП. Углубленный анализ предусматривает распределение ДТП по видам, по дням недели и времени суток, а также определение абсолютных и относительных показателей, проведение сравнений для изучения динамики изменений.
Результаты анализа причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, оформляются аналитической справкой, которая используется для:
- информирования населения и заинтересованных организаций (в том числе ежеквартально органов управления образованием) об уровне ДДТТ и состоянии дел по его профилактике;
- принятия управленческих решений;
- принятия мер, направленных на устранение причин и условий возникновения ДТП с участием детей;
- проведения пропаганды среди детей и родителей;
- планирования работы по предупреждению ДДТТ.
2.2. Планирование профилактической работы
Планирование профилактической работы по предупреждению ДДТТ должно осуществляться на основе анализа причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей. В планах должны быть определены исполнители, сроки, формы и методы решения конкретных вопросов по профилактике ДДТТ. Планы должны быть обоснованными, конкретными и реальными для выполнения.
При планировании работы по профилактике ДДТТ нужно учитывать ярко выраженный сезонный характер ДДТТ. Поэтому перед началом учебного года и в весенне-летний период нужно усилить профилактическую работу по предупреждению ДДТТ:
- 25 мая - 5 июня, 25 августа – 5 сентября проведение специального комплексного мероприятия «Внимание - дети!» (приказ МВД от 02.02.2015 г. № 12 дсп);
- июнь, июль, август – работа в оздоровительных лагерях (профильные смены и отряды, проведение тематических дней, соревнований, творческих конкурсов и т.д.).
- в начале учебного года, а также перед каникулами – проведение «Недели безопасности движении» (беседы, линейки, игры, викторины, конкурсы, зачеты по ПДД и т.д.)
Планы могут быть совместными, например, отдела (отделения) ГАИ и отдела образования, с учреждениями образования и другими организациями на учебный или календарный год.
Планы должны быть согласованы и утверждены всеми субъектами, заинтересованными в проведении конкретных профилактических мероприятий. Вопросы, включаемые в планы, целесообразно классифицировать по следующим направлениям профилактической деятельности. Например:
- пропаганда ПДД и других правовых знаний, действующих в сфере дорожного движения, информирование населения о состоянии и проблемах ДДТТ;
- методическое обеспечение профилактики ДДТТ (оказание содействия в оборудовании кабинетов и уголков безопасности дорожного движения, предоставление наглядной агитации для размещения на тематических стендах, наглядных пособий);
- участие в организации и проведении профилактических мероприятий (проведение акций, конкурсов, смотров, олимпиад, викторин и других массовых мероприятий с учащимися, создание отрядов юных инспекторов дорожного движения);
- профилактический надзор за дорожным движением (совместные патрулирования, дежурства в местах массовой концентрации детей и подростков, рейды, посвященные началу и окончанию учебного года, родительские патрули и т.д.);
- проведение методических совещаний, семинаров, обсуждений проблем профилактики ДДТТ.
По мере выполнения пунктов плана делаются отметки об их исполнении со ссылкой на итоговый документ и номер дела, в котором он хранится.
По окончании срока действия плана готовится отчетный документ, в котором анализируются результаты проделанной работы по профилактике ДДТТ, выявляется положительный опыт и недостатки в организации этой работы.
3. Формы и методы работы по профилактике ДДТТ в учреждениях образования.
Работа по профилактике ДДТТ среди несовершеннолетних проводится в тесном взаимодействии с органами управления образованием, педагогическими работниками учреждений дошкольного, общего среднего, дополнительного образования и иными работниками учреждений образования.
Начальником территориального подразделения ОВД производится закрепление конкретных сотрудников за каждым учреждением дошкольного и общего среднего образования.
Сотрудник ОВД организует взаимодействие с администрацией, участвует и оказывает помощь в проведении работы по профилактике ДДТТ в закрепленном учреждении образования.
Рекомендуется на каждое учреждения образования оформить паспорт дорожной безопасности (см. приложение 1), дополнять его фотоматериалами.
Взаимодействие с учреждениями образования может осуществляться по следующим направлениям:
- работа с родителями (законными представителями) учащихся, попечительскими советами, родительскими комитетами (информирование о состоянии и причинах ДТП с детьми; участие в родительских собраниях, заседаниях попечительских советов; помощь в оформлении, оборудовании кабинета, Уголка по безопасности дорожного движения, автоплощадки или автогородка; проведение конкурсов, соревнований, игр по безопасности движения; организация контроля за нахождением детей на проезжей части, дорожным поведением учащихся в учебное время и в шестой школьный день, во время проведения официальных внеурочных мероприятий);
- работа с учащимися (организация и координация работы отрядов ЮИД; проведение бесед, занятий, викторин, фестивалей, тематических недель, уроков-практикумов, экскурсий; организация выставок рисунков и поделок по ПДД; проведение творческих, спортивных конкурсов, соревнований юных велосипедистов, слетов-конкурсов отрядов ЮИД, интеллектуально-познавательных игр, конкурсов агитбригад, КВН ЮИД, акций и других мероприятий с участием детей);
- работа с педагогическим коллективом (ознакомление педколлектива с нормативными и методическими документами по предупреждению ДДТТ; совместная разработка безопасного маршрута движения учащихся в школу; предоставление оперативной информации о ДДТТ; участие в совещаниях, семинарах, инструктажах; проведение бесед, лекций, кинолекториев; консультации, семинары по методике проведения занятий по ПДД; оказание практической помощи в разработке пособий, сценариев мероприятий по тематике дорожной безопасности; организация и проведение смотров, конкурсов, слетов; подбор учебно-методической литературы, наглядных пособий).
Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам безопасного поведения на улицах и дорогах таким образом, чтобы у каждого обучающегося сформировалась жизненно необходимая потребность в соблюдении этих правил.
Цель такого обучения – целенаправленное систематическое формирование необходимых навыков у учащихся: дисциплинированности, самоконтроля, чувства ответственности и внимания на улице.
3.1. Особенности профилактической работы в учреждениях дошкольного образования.
В формировании личности безопасного типа важную роль играет работа, проводимая педагогическими работниками и сотрудниками ОВД, которая заключается в организации обучающих и воспитательных мероприятий среди детей дошкольного возраста.
Такую работу следует начинать со знакомства и общения с администрацией учреждения дошкольного образования (далее – УДО), обсуждения с его руководителем времени и порядка посещения учреждения, форм взаимодействия и возможностей проведения тематических мероприятий.
Основными направлениями совместной работы с УДО являются:
- экскурсии, прогулки и наблюдения;
- проведение викторин, игровых программ и конкурсов по ПДД;
- организация профилактических акций;
- выступления агитбригад отрядов юных инспекторов дорожного движения;
- встречи с сотрудниками ОВД;
- участие в родительских собраниях;
- занятия на автоплощадке и т.п.
Немаловажное значение должно уделяться совместной деятельности родителей (законных представителей) и ребенка, путем проведения тематических семейных конкурсов, кинолекториев, экскурсий и т.д.
Содержание работы по формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста определено учебной программой дошкольного образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.
Согласно учебной программе дошкольного образования с первой младшей группы (2-3 года) у воспитанников взрослые формируют представления об элементарных правилах поведения, способствующих безопасности их жизнедеятельности. Так, родители в повседневной жизни объясняют детям правила поведения на дороге: не выходить за линию (бордюрный камень тротуара), разделяющую пешеходную и проезжую части; прежде чем перейти дорогу необходимо остановиться, подождать; переходить дорогу можно только держась за руку взрослого, бежать к автобусу нельзя, можно попасть под колеса проходящих автомобилей и т.д. Необходимо помнить, что на формирование безопасного поведения ребенка, в том числе и на дороге, самое большое влияние оказывает соответствующее поведение взрослого.
Воспитание внимательного и спокойного поведения на дороге очень важно для ребенка, и базируется на личном примере. Взрослый не должен поддаваться волнению или спешке на дороге, какие бы обстоятельства его к этому не принуждали.
Педагогические работники вопросы безопасности жизнедеятельности дошкольников включают в различные виды детской деятельности: игровую, познавательную, трудовую, изобразительную, художественное творчество и чтение.
Данные навыки совершенствуются в последующие периоды жизни детей дошкольного возраста, к ним дополняются другие задачи, в соответствии с возрастом.
Во второй младшей группе (3-4 года) совершенствуют ориентировку детей в окружающем пространстве, в том числе на дороге (смотреть по сторонам: направо, налево).
Педагогические работники в процессе организованных видов детской деятельности знакомят дошкольников с некоторыми видами транспорта и его частями (легковой, грузовой, кабина, колеса, окна, двери), формируют представление об улице и ее основных частях («улица», «дорога», «тротуар»), о сигналах светофора (красный, желтый, зеленый цвета) и о том, что, переходя дорогу, необходимо держать взрослого за руку.
В специально организованной (занятиях, играх) и в нерегламентированной деятельности педагогические работники осуществляют ознакомление детей с профессией «водитель», включают в игровую деятельность разные подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры (например, «Светофор», «Цветные автомобили», «Самолеты», «Поставь машину в гараж» и др.), используют различный демонстрационный материал (картинки, плакаты, макеты и т.п.).
В средней группе (4-5 лет) педагогические работники знакомят детей с работой некоторых видов транспорта, обращают внимание на их сходство и отличие (троллейбус, трамвай, автобус, легковой и грузовой автомобили), профессиональной деятельностью водителя, а также с тем, что транспорт не только осуществляет перевозку людей и грузов, но и таит опасность; расширяют представления о поведении на улице, дороге, перекрестке («пешеход», «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеходный переход», «остановка»); знакомят с назначением светофора и обозначением его сигналов (красный (стой), желтый (ожидай), зеленый (иди, но оглядись). Детям пятого года жизни также доступны представления о правилах перехода проезжей части (места, где и как можно ходить пешеходам), некоторых дорожных знаков из группы «Информационно-указательные знаки», «Запрещающие знаки».
Родители во взаимодействии с учреждением дошкольного образования закрепляют представления детей о правилах дорожного движения в повседневной жизни (на улице обращают внимание на пешеходный переход, работу светофора и др.)
В старшей группе (5-7 лет) педагогические работники формируют у детей умение ориентироваться в окружении учреждения дошкольного образования, знакомят с понятиями «перекресток», «проезжая часть дороги», «разделительная полоса», «тротуар», «обочина», закрепляют правила перехода проезжей части (подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от бордюрного камня тротуара, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, направо, а затем снова налево, убедившись, что транспорта нет или транспортные средства остановились, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа), с назначением дорожных знаков, о правилах поведения в общественном транспорте. Дети также знакомятся с назначением и необходимостью пользования световозвращающими элементами, с профессиональной деятельностью сотрудников ГАИ (ОВД), у них формируются представления о том, что на дорожную ситуацию могут влиять погодные условия.
Родители в повседневной жизни закрепляют представления и умения детей дошкольного возраста по правилам безопасного поведения на дороге.
В каждой возрастной группе (или в специально отведенном помещении и др.) в соответствии с возрастными возможностями и способностями детей, задачами учебной программы дошкольного образования организуются уголки безопасности дорожного движения. Содержание данных уголков может включать макет улицы с проезжей частью и пешеходным переходом и др., дорожные знаки, разные дидактические игры (например, «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Собери светофор» и др.).
При проведении профилактических мероприятий в учреждениях дошкольного образования сотруднику ОВД необходимо учитывать возрастные особенности и способности воспитанников, содержание учебной программы дошкольного образования.
3.2. Особенности профилактической работы в учреждениях общего среднего образования
Немаловажное значение в закреплении знаний, полученных детьми в учреждениях дошкольного образования, имеет правильная организация обучения правилам безопасного поведения на дорогах в учреждениях общего среднего образования.
Сотруднику ОВД следует знать, что Министерством образования Республики Беларусь определен минимум содержания учебной программы для учреждений общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ). При проведении уроков и факультативных занятий по ОБЖ предусмотрено обязательное изучение всеми учащимися II–IX классов правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Оценка результатов учебной деятельности учащихся по ОБЖ строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок в баллах.
Перед каникулами проводятся зачеты по разделу «Правила дорожного движения». Для проведения зачета по данному разделу используется разработанное совместно с УГАИ МВД электронное пособие, которое безвозмездно передано во все учреждения общего среднего образования
Помимо обучения детей безопасному поведению на улицах и дорогах в рамках ОБЖ в учреждениях образования организуется и ведется внеклассная и внешкольная работа по профилактике ДДТТ.
С целью повышения мотивации учащихся к изучению ПДД ежегодно Министерством образования Республики Беларусь и Министерством внутренних дел Республики Беларусь проводятся следующие мероприятия:
республиканский слет-конкурс отрядов юных инспекторов дорожного движения (апрель-май);
республиканский творческий конкурс для детей и подростков «Соблюдаем законы дорог!» (март-июнь);
республиканский творческий проект «Безопасный переход» (март-июнь);
Неделя безопасности дорожного движения (сентябрь).
В дополнение к курсу ОБЖ реализуется План обучающе-воспитательных и воспитательно-профилактических мероприятий и занятий по предупреждению ДДТТ с учащимися учреждений дошкольного и общего среднего образования по безопасному поведению на дороге и в транспорте. (Размещен на сайте Министерства образования Республики Беларусь www.edu.gov.by/sm.aspx?guid=53813).
В целях профилактики ДДТТ и пропаганды безопасности дорожного движения в каждом учреждении общего среднего образования оформляется Уголок безопасности дорожного движения (далее - уголок БДД) установленного образца (утвержден Министром образования Республики Беларусь, указание УГАИ МВД от 14.09.2010 № 22/391вн)
На стенде уголка БДД кроме профилактической информации в виде плакатов и информационных материалов для родителей и учащихся, размещается также индивидуальная для каждого учреждения образования схема маршрутов безопасного движения учащихся «Дом-Школа-Дом» .
Уголок БДД располагается, как правило, в вестибюле учреждения образования. Это необходимо для того, чтобы предлагаемая информация была доступна большому количеству людей: учащимся, родителям, педагогам, детям из других учреждений образования, приезжающим на мероприятия в данное учреждение.
Теоретически и практически значимые материалы для оформления уголка БДД обычно предоставляются в учреждение образования закрепленным сотрудником ОВД. На стенде должна постоянно обновляться информация для родителей (о состоянии ДДТТ, о наиболее тяжелых или типичных случаях травм и даже гибели детей на дороге, результаты рейдов, мероприятия по предупреждению ДДТТ и др.). В уголке БДД рекомендуется разместить практические советы родителям по обучению детей ПДД, совместному пребыванию с детьми на улице и материалы по безопасности движения из периодической печати.
Для учащихся начальной школы (I–IV классов) целесообразно использовать следующие формы профилактики:
- экскурсии, прогулки и наблюдения;
- профилактические беседы по правилам безопасного поведения на дороге и в транспорте с учащимися групп продленного дня;
- кинолектории с демонстрацией видео- и анимационных фильмов («Шагай по правилам!, «Уроки тетушки Совы», «Смешарики: дорожная безопасность» и др.);
- выступления отрядов юных инспекторов дорожного движения;
- занятия по отработке умений и навыков безопасного поведения на учебной автоплощадке или в автогородке.
Для учащихся V–IХ классов рекомендуется:
- проведение игровых программ и конкурсов по ПДД;
- викторины, олимпиады, соревнования;
- конкурсы детского творчества по дорожной тематике;
- организация профилактических акций;
- встречи с сотрудниками ОВД;
- участие в родительских собраниях;
- занятия на учебной автоплощадке или в автогородке.
3.3. Отряды юных инспекторов движения
Большое значение имеет вовлечение самих учащихся в проведение профилактической работы по предупреждению ДДТТ. Это происходит через создание в учреждениях образования специальных детских формирований – отрядов (клубов) юных инспекторов движения (далее – ЮИД), деятельность которых координирует ГАИ МВД.
Отряды ЮИД существуют в нашей стране уже более четырех десятков лет. Они создаются в учреждениях образования для получения и совершенствования знаний детьми ПДД, воспитания у них чувства ответственности и высокой культуры участника дорожного движения. Учащиеся в отрядах ЮИД приобретают навыки практического вождения велосипеда, навыки оказания первой доврачебной помощи, знакомятся с законодательными актами, регламентирующими ответственность за нарушение ПДД. Организуют профилактическую работу среди сверстников и детей младшего возраста по принципу «Равный обучает равного».
Директор учреждения образования приказом назначает руководителя кружка - отряда ЮИД, а также утверждает положение об отряде ЮИД. Руководитель отряда ЮИД формирует отряд. Как правило, отряд состоит из 10-15 человек, возрастная категория участников от 10 до 16 лет. Разрабатывает план занятий с учащимися и план работы отряда ЮИД на учебный год.
Ежегодно с апреля по июнь отряды ЮИД принимают участие в районных, городских, областных, Минском городском отборочных турах Республиканского слета-конкурса отрядов ЮИД.
Ответственный сотрудник ОВД (например, инспектор по агитации и пропаганде территориального подразделения ГАИ) должен:
- взаимодействовать с администрациями учреждений дополнительного образования детей и молодежи по повышению эффективности работы отрядов ЮИД;
- оказывать методическую и практическую помощь в организации деятельности отрядов ЮИД в районе, городе;
- оказывать содействие в подготовке и проведении конкурсов, акций и других мероприятий, направленных на пропаганду безопасного поведения детей на дороге;
- проводить профилактические мероприятия по повышению БДД среди населения с участием членов отрядов ЮИД;
- оказывать методическую помощь в подготовке отряда-победителя районного (городского) этапа к областному (Минскому городскому), республиканскому этапам слета-конкурса отрядов ЮИД.
Заключение
Решение проблемы ДДТТ неизменно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. С этой целью обучение и воспитание как формы профилактики должны постоянно совершенствоваться.
Главная задача – научить ребенка безопасно вести себя и ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитать сознательное отношение к выполнению ПДД.
Для этого требуется комплексный подход, объединяющий теоретические и практические занятия, другие формы и методы взаимодействия в непрерывный процесс постоянной профилактической работы с детьми и подростками.
Задача ОВД и всех заинтересованных структур не только в том, чтобы научить детей, но и в том, чтобы убедить каждого взрослого в жизненно важной необходимости их активного участия в формировании у детей навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.